Фрагмент для ознакомления
2
Игра уже давно рассматривается как одно из ведущих педагогических средств, позволяющих эффективно организовать учебно-воспитательный процесс. В настоящее время это средство переживает период своего расцвета. Интерес к игре не угасает со времен античности. Сегодня это средство становится все более востребованным. Оно находит широкое применение при работе с различными категориями лиц, в том числе с детьми младшего школьного возраста. Многих исследователей интересует вопрос, что же становится причиной столь неугасаемого интереса к игровым технологиям [4].
Как показывает практика, интерес этот обусловлен как минимум двумя причинами. Во-первых, педагогическая наука широко развивается. Это касается как теории, так и практики. Во-вторых, потребность в игровых технологиях обусловлена социально-экономическими потребностями общества. Также стоит отметить роль проблемного обучения. Школьники становятся не просто потребителями знаний, а активными участниками учебно-воспитательного процесса, в связи с чем резко возрастает потребность в поиске новых эффективных средств педагогического воздействия, которые позволят не просто организовать воспитательный процесс, а и поддерживать высокий уровень активности и заинтересованности учащихся [5].
В результате анализа философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, нами было установлено, что в современной науке теория игровой деятельности отсутствует. Тем не менее, существует ряд концепций, отличающихся в различных отраслях [16]. Так, в философии и культурологии игра выступает в качестве ведущего способа организации бытия человека. Также игра выступает в качестве одного из ведущих средств познания окружающей действительности. Широко изучаются аксиологические основы развития игровой деятельности, а также оценивается этнокультурная ценность игрового феномена.
В результате игровой деятельности дети учатся взаимодействовать с окружающими людьми, вливаются в мир взрослых [6]. При помощи игры ребенок учится общаться, взаимодействовать не только со взрослыми, но и с другими детьми. Совместная деятельность объединяет детей, дает им общую цель, формирует совместные интересы. Дети самостоятельно распределяют обязанности, устанавливают цели, формируют конкретные задачи, которые им необходимо решить для того, чтобы достичь поставленной цели. В процессе игровой деятельности дети развиваются, взрослеют, у них происходит ряд преобразований, формируются психические новообразования, формируются социально-значимые навыки, формируются навыки социально приемлемого поведения [14].
Путем организации различных видов игровой деятельности, представляется возможным оказывать различное воздействие на личность ребенка. Игра обладает огромным воспитательным потенциалом, позволяет решить ряд прикладных проблем. При помощи игр у детей формируется социальный опыт, развивается речь, формируются различные психические качества, такие, как память, воображение, познавательная активность, любознательность. Многие игры направлены на формирование положительных и доброжелательных отношений, на формирование умения договариваться, распределять роли и обязанности, на оказание взаимопомощи при решении различных задач. В процессе игры у детей формируется эмоциональный фон, формируются различные чувства. В процессе игровой деятельности формируется самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, чувство взрослости [8].
Игровая деятельность позволяет реализовать основные потребности детей, развить их навыки. В результате игровой деятельности дети учатся взаимодействовать с окружающими людьми, вливаются в мир взрослых. При помощи игры ребенок учится общаться, взаимодействовать не только со взрослыми, но и с другими детьми. Совместная деятельность объединяет детей, дает им общую цель, формирует совместные интересы. Дети самостоятельно распределяют обязанности, устанавливают цели, формируют конкретные задачи, которые им необходимо решить для того, чтобы достичь поставленной цели. В процессе игровой деятельности дети развиваются, взрослеют, у них происходит ряд преобразований, формируются психические новообразования, формируются социально-значимые навыки, формируются навыки социально приемлемого поведения [9].
Дети, которые активно участвуют в различных играх, более развиты, у них лучше налажена коммуникация, они являются более адаптированы к социуму, чем те дети, которые избегают участия в игровой деятельности. В процессе игры у детей возникают потребности, желания, мотивы для общения. Игра дает возможность ребенку лучше адаптироваться к среде сверстников, дает возможность почувствовать себя значимым, ощутить свой вклад в общее дело [2].
Путем организации различных видов игровой деятельности, представляется возможным оказывать различное воздействие на личность ребенка. Игра обладает огромным воспитательным потенциалом, позволяет решить ряд прикладных проблем. Без игры полноценное развитие ребенка невозможно. Игра представляет собой отдельный, самостоятельный вид деятельности. В процессе игры коммуникация неизбежна, и ее успешность во многом зависит от того, каким образом воспитатель организует эту деятельность, насколько умело он будет направлять ее в русло конструктивного диалога, сотрудничества, взаимодействия [10].
В такой игре дети имеют возможность раскрыться, самовыразиться. Сюжет игры развивается спонтанно, с импровизацией. В такой игре развивается фантазия, интерес к сверстникам, общительность [14].
В психолого-педагогической литературе игровая деятельность рассматривается в качестве эффективного способа организации воспитания и обучения, выступает как один из компонентов педагогической культуры. Широко изучаются формы и способы организации игровой деятельности детей современного поколения. В психологии игра выступает в качестве эффективного средства активизации психических процессов, а также используется как диагностическое, коррекционное средство, и средство адаптации к жизненным реалиям (средство социализации). Важная роль отводится исследованию социальных эмоций, сопровождающих игровой феномен. Игровая деятельность широко используется в процессе обучения, так как способствует повышению мотивации, заинтересованности процессом обучения, повышает концентрацию внимания, запоминаемость [11].
1.2. Функции игры
Игра выполняет ряд важных функций. Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспи¬тания. С помощью игры познается мир, воспитывается творче¬ская инициатива, пробуждается любознательность, активизиру¬ется мышление.
Главное назначение игры - развитие человека, ориента¬ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро¬ший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке [14].
К основным функциям игры относятся [17]:
• коммуникативная - обладающая экспансивным влияни¬ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри¬телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон¬такты;
• деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
друг с другом и окружающим миром;
• компенсаторная- восстанавливающая энергию, жизнен¬ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
• воспитательная - организующая деятельность человека.
Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
• педагогическая, дидактическая - развивающая умения
и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
• прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
• моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
• развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю¬чение;
• релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
• психотехническая - перестраивающая психику игрока для
усвоения больших объемов информации;
• развивающая- корректирующая проявления личности
в игровых моделях жизненных ситуаций.
Главное назначение игры - развитие человека, ориента¬ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро¬ший эмоциональный заряд [18].
1.3. Цели дидактической игры
Дидактическая игра является многоплановым и сложным педагогическим явлением. Это основной вид деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и вместе с тем, один из основных видов организации обучения для детей. Выделяют дидактическую игру, как форму обучения, и дидактическую игру, как самостоятельной игровой процесс [16]. Это форма организации деятельности ребенка, которая выступает в качестве эффективного средства всестороннего психического развития ребенка, является средством становления личности ребёнка. Основная цель дидактической игры – повышение уровня заинтересованности процессом обучения, повышение мотивации, запоминаемости [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. — 119 с.
2. Алексеева Д.В. Обществознание. 9 класс. Проверочные работы [Текст]. - Саратов: Лицей, 2017. - 48 с.
3. Аминул Л.Б., Чайка Л.В. Электронное дистанционное обучение с использованием сервисов WEB 2.0 // Вестник АГТУ: Управление, вычислительная техника и информатика. – 2016. - №1. – С. 98-104.
4. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник ПГГПУ. – 2018. - №14. – С. 5-37.
5. Балаева А.Р. Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире. – 2017. – С. 161-164.
6. Баяндин Д.В. Реализация концепции полнофункциональной предметно-ориентированной среды обучения // Образовательные технологии и общество. – 2015. - №1. - С. 574-601.
7. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание. 7 класс». – М.: Просвещение, 2007.
8. Григоренко Т. Ф. Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном обществознании // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2018. - №8. – С. 12-22.
9. Губина Е.В. Методика преподавания обществознания /Губина Е.В. – Казань: Казан. ун-т, 2019. – 48 с.
10. Иванова О. В. Модели взаимодействия образовательных организаций и музеев // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т 2. - № 3(51). - С. 148–160.
11. Иванова С. В., Иванова О. В. Образовательный потенциал музейных форм // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Вып. 10 / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 115–123.
12. Игнатова И.Г. Рабочая программа основного общего образования по обществознанию в 5 - 9 классах составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 6 – 11 классы. -3-е изд.– М.: Просвещение, 2011. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2018/06/18/rabochaya-programma-po-obshchestvoznaniyu-7-klass-fgos (дата обращения - 13.05.2021).
13. Катаев М. Ю., Катаев С. Г. Подход к контролю знаний в виртуальной образовательной среде // Вестник ТГНУ. – 2014. - №5(146). – С. 41-44.
14. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс/ Сост. К.В. Волкова. М.: ВАКО, 2015. – 120 с.
15. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
16. Лазебникова А.Ю. Обществознание. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания -М.:Издательства «Экзамен», 2017.- 143 с.
17. Лейбов А. М., Каменев Р. В., Осокина О. М Применение технологий 3D-прототипирования в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 93.
18. Методика и теория преподавания обществознания и истории в специальной (коррекционной) школе как педагогическая научная дисциплина: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 474 с.
19. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 474 с.
20. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591 (дата обращения - 13.05.2021).
21. Никитин А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. – 400 с.
22. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2010. – 226 с.
23. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / [Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.] .- 4-е изд.- – М.: Просвещение, 2016.- 63 с.
24. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 208 с.
25. Пешкова В.Е. Педагогика Часть 6. Педагогическая информатика. Курс лекций: учебное пособие. – Майкоп, 2018. – 151 с.
26. Примерные программы по обществознанию 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. (Стандарты второго поколения).
27. Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo (дата обращения - 12.05.2021).
28. Прямикова Е.В., Ершова Н.В. Теория и практика изучения обществознания в школе: Учебно-методическое пособие / Прямикова Е.В., Ершова Н.В. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2014. – 278 с.
29. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание. 7 класс»/ А.С. Митькин. - 2 –е изд., стереотип.- М.: Издательство Экзамен»,2014.-111.
30. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения – 12.05.2021).
31. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. М.: ВАКО, 2016. – 220 с.
32. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва // Российская газета – Федеральный выпуск. – 2015. - №6693(122). – 16 с.
33. Трубина И.И., Брайнес А.А. Содержание образования и формирование информационной картины мира // Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.) / Ред.-сост. А.А. Мамченко. — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. — 390 с. — С. 253–261.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. рег. №196440) [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф/documents/938 (дата обращения: 12.05.2021).
35. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».